Туристская семья Коляда. Иван Львович
– Любовь к горам, к природе досталась мне по наследству, – рассказывает Иван Львович Коляда, глава туристского семейства, один из опытнейших инструкторов «Большого Приключения» в Краснодарском крае, – мой отец всю свою жизнь посвятил горам, будучи инструктором по туризму и альпинизму, он исходил весь Кавказ. Также он преподавал военным летчикам школу выживания в экстремальных условиях. С моей мамой они познакомились в одном из походов. Так что выбора у меня не было. Любовь к природе была в крови, и другой жизни я не мог себе представить.
Каждый ребенок «Большого Приключения», который побывал хотя бы раз в походе с этим высоким, статным мужчиной с очень доброй улыбкой знает: этот инструктор простых путей не ищет, скорее наоборот, в путешествии с ним трудности гарантированы! Нет, Иван Львович не заставит вас проходить полосу препятствий из горящих обручей, битого стекла, зыбучих песков и вязких болот. Но из всех проходимых путей он выберет самый непростой, но вместе с тем и самый интересный. Именно тот, где ребята смогут максимально раскрыться, показать свой характер, обнажить внутреннее «я». К своему методу работы с детьми, как со взрослыми, Иван Львович шел годами, накапливая опыт и воспитательные приемы, которые он черпал не только из литературы, лекций или курсов, но и из опыта воспитания собственных детей.
– Когда в нашей семье появились дети, мы с Наташей начали задумываться об их будущем. При этом было четкое понимание, что кроме родителей на них будут влиять окружающие люди. Мы собирались с друзьями, у которых также подрастали дети, общались на различные темы, помогали друг другу со строительством, по хозяйственным делам. Во всем этом участвовали и наши дети. У нас нет места пошлости, мату, алкоголю, куреву… Мы устраивали различные игры, старались создать позитивную, развивающую среду возле наших детей. Можно долго и красочно объяснять подрастающему поколению, что такое хорошо и что такое плохо, показывать фильмы и т. д. Но главный воспитатель – это пример родителей, и эффективность такого воспитания можно многократно увеличить. Мы брали детей и уходили в лес. Дети, чаще всего, были разновозрастными, имели разный опыт. Так, более знающие и умеющие, помогали в обучении остальным: как разжечь костер в любых походных условиях, как поднять настроение себе и окружающим, как не растеряться в экстремальных ситуациях и спасти окружающих тебя людей. Иногда мы берём в походы лошадей и собак. И дети, общаясь с нами и с животными, изучая растительный мир и природные явления, четче и быстрее понимают суть происходящих вокруг них процессов, видят истинные ценности жизни, настоящих друзей. Вдали от дома и благ цивилизации, природа неизменно подкидывает нам ситуации, в которых раскрывается каждый человек. И чем сложнее окружающая обстановка, тем ярче проявляются качества людей. Так, в нашей семье мы пришли к выводу, что занятия спортом надо максимально приблизить к природе.
Трудно преувеличить роль инструктора туристской группы. Этот человек берет на себя ответственность за жизнь всех участников похода, будь то дети или взрослые. Меня всегда волновал этот вопрос: должно быть инструкторы – бесстрашные и всемогущие люди? Не каждый решится на такой ответственный шаг. С детьми и в городе, порой, не безопасно, а в диких условиях и подавно, да и психологическая нагрузка большая. Но глядя на Ивана Львовича в работе, понимаешь, что инструктор и впрямь всемогущ и бесстрашен. Дети внимательно слушают его, на лицах живой интерес и видно, как стараются они запомнить его мудрость. Авторитет Коляды незыблем и в походе, где его слушаются и полностью доверяют, и обращаются только уважительно, не допуская панибратства.
– Существует общее мнение, что инструктор – это человек, который обязан провести группу по маршруту и отвечать за ее безопасность. То есть инструктор-проводник. На этом его функции заканчиваются. Я уверен, что это только начальный уровень работы. На мой взгляд, Инструктор с большой буквы – это разносторонне развитый человек, педагог не по должности, а по призванию, умеющий заинтересовать своим делом, увидеть красоту даже в самом обыденном, и передавать свои знания другим. Это любознательный, развивающийся, интересный человек. Тот, кто может завлечь аудиторию, подобрать «ключик» к любому участнику. И самое главное – это духовно богатый человек, который может, не навредив, заглянуть в души других людей и, если надо, помочь.
Мне нравится очень точное высказывание: «Инструктор – лекарь детских душ». Научить ставить палатки, вязать узлы, правильно подгонять снаряжение можно практически любого. Но не это главное. Оказавшись вдали от цивилизации, где нет связи, где порой стоит изнуряющая жара или дует пронизывающий ветер, не прекращаются сутками дожди или неожиданно ложится снег, детям надо дать понять, что помощи извне не будет. Что выход только в мобилизации собственных сил, включении всех внутренних ресурсов. При этом важно не напугать ребенка, не нанести моральной травмы, вселить в него уверенность в себя. Вот это и есть главная задача инструктора. У детей должно быть четкое понимание происходящего. Они должны верить в собственные силы, знать, что бы ни случилось, выход без сомнения, есть. Понять, что, помогая друг другу, все вместе они обеспечат успех. Тогда дети начинают верить в себя и своих, теперь уже, друзей.
Когда Иван Львович ведет лекцию «Управление рисками», в которой рассказывает о трудностях и опасностях туристского похода, равнодушных не остается. Белая рубашка и костюм задают тон мероприятию – все настроены очень серьезно. Он педантичен в вопросах дисциплины, поведения участников на маршруте, соблюдения всех писанных и неписанных правил, поэтому и материал подается должным образом, чтобы участники занятия четко понимали, какие действия в походе не допустимы и опасны. В загашнике этого путешественника найдется уйма таких историй, которым позавидуют сценаристы Голливуда. Из-за одной ошибки, порой, происходят страшные вещи, и задача наша научить детей эти ошибки не повторять.
– Мне не раз приходилось «останавливаться» и исподволь наблюдать за группой, предоставляя детям видимую самостоятельность. Так за короткий срок удается научить детей верить в себя – это я и называю «раскрыть детскую душу». Часто к нам приезжают подростки сложные, надменные, не желающие сотрудничать друг с другом, а уезжают – совеем другие люди, почти всегда друзья, сплоченные совместным преодолением трудностей. Многие прощаются в слезах. Я бы фотографировал глаза детей вначале смены и перед отъездом. Можно было бы видеть меняющиеся взгляды детей, как в прямом, так и в переносном смысле. Я получаю огромное удовольствие, когда узнаю через некоторые время, что мои участники не только меняют своё мировосприятие, но и передают полученный положительный эффект другим. Некоторые трудные подростки меняют свое окружение, образ жизни, начинают заниматься спортом. Обретают свой внутренний стержень.
Приехав, впервые в «Большое Приключение», я не знал, что меня ждет, но общение с людьми, которых я здесь встретил, меня приятно удивило. Коллектив не ленивых единомышленников уже гарантировал успех. А задачи были сложные, объемные и самое главное — интересные. В процессе работы появлялись новые идеи. Эти идеи выносились на общие собрания инструкторского состава. Общими усилиями удалось улучшить содержание программ. «Большое Приключение» напоминает бегущий ручей, который постоянно сам себя чистит и не дает воде застаиваться. Познакомившись с сотрудниками «Большого Приключения» и ГБУ «Лаборатория путешествий», мы с супругой увидели, что имеем схожие взгляды на одни и те же вопросы. Потом мне предложили готовить инструкторов, которые будут работать на программах «Большого Приключения», значит, наш семейный подход к воспитанию обретет последователей. Инструкторы БП будут транслировать детям понятия дружбы, любви, взаимоуважения, они помогут им сориентироваться на длинном и не всегда безоблачном маршруте под названием «жизнь».
На поляне в Бугунже к Ивану Львовичу и Наталье Сергеевне все без исключения относятся с любовью. Встречи с ними после даже коротких расставаний превращаются в праздник. Наталья Сергеевна обязательно приготовит какую-нибудь вкуснятину. В ее руках самые простые продукты становятся кулинарным шедевром. Иван Львович достанет привезенный из дома душистый мед с собственной пасеки, заварит разнотравья, собранные им на кубанских просторах, и все будут сидеть за одним столом, и будет много смеха, историй и впечатлений от путешествий и работы с группами, а на поляне «Большого Приключения» будет царить теплая семейная атмосфера.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: