23.09.2011

Триумф мамы

Жила обычная московская неполная семья: мама, сын Денис, бабушка и дедушка. В доме достаток: компьютер, любые диски, mp3, Интернет, у ребенка – дорогой мобильник, карманные деньги, походы в кинотеатр с мамой. Денис рос баловнем. Учился хорошо, играл во дворе, иногда гонял в футбол, но чаще сидел за компьютером.

За свои 14 лет ни с кем не ссорился, ладил с друзьями, дома помогал бабушке – она в нем души не чает: все прихоти исполняет, бывает, и уроки за него сделает. В летние каникулы он регулярно отправлялся с бабушкой в деревню под Псков (молоко, мед, свежий воздух), потом к родне в Пензу, потом ко второй бабушке – под Бронницы. Однажды ездил в подмосковный лагерь, но опыт не удался. Бабушка со слезами забрала, и после этого разговоры о том, чтобы доверить ребенка кому-нибудь постороннему, пресекались! Все многочисленные деревенские родственники нянчились с ним и старались откормить, мальчик был вполне упитан и даже толстоват.

Однажды друг Дениса Богдан рассказал, что едет по путевке в Анапу от центра соцзащиты Юго-Восточного административного округа Москвы. Сын загорелся поехать вместе, мама Богдана дала мне телефон. В центре объяснили, что путевок в Анапу нет, но есть – в Карелию, в лагерь Матвея Шпаро «Большое Приключение» и, если мы согласны, то нам скажут, что надо взять с собой. Я решилась. Надоело смотреть, как сына балуют бабушки и как он сутками сидит в Интернете. Ведь, оказывается, даже на даче ребенку он просто необходим. Вот велосипед, например, не нужен – «Зачем?» – а компьютер – обязательно!

Не помогали и примеры родственников: двоюродный брат – чемпион по боксу среди юношей у себя в городе, двоюродная сестра занимается спортивной гимнастикой, а у Дэна – только компьютер. Перспектива меня беспокоила. Нужно было встряхнуть его, и всех родственников.

Я позвонила на мобильный сыну и спросила, готов ли он отправиться в Карелию в «Большое Приключение», один – без друзей и знакомых? Сын с радостью ответил, что согласен. Теперь предстояла воспитательная беседа с бабушкой и дедушкой.

– Его одного? Ужас!

Отпускали с одним условием: я тоже поеду с ним! Конечно, я сказала, что еду.

В этот момент у нас гостила родня из Пензы. Они скептически отнеслись к затее, заявив, что Дэн не выдержит походных условий. Но сдавать позиции я не собиралась! Купила разные кремы и спреи от комаров и против насморка, порошки от простуды и т.д., собрала сумку с продуктами и одеждой. На Ленинградский вокзал поехали все вместе. У памятника Ленину нас встретил сопровождающий Дима Остапенко. Стал подтягиваться народ. Все дети прибывали с родителями, в том числе с бабушками.

Знакомых Дениса не было. Смотрю, взор у него как-то потух, но держится, пути назад нет. (Я сказала всем своим, что путевка – на самом деле бесплатная – досталась по блату и за огромные деньги: 30000 руб.) Через некоторое время встретили мальчика из нашей школы, потом и девочку. Настроение у Дэна поднялось.

Тем временем мы с сестрой провели разведку боем: давай расспрашивать сопровождающего Диму, как там в Карелии? Где спать, кто будет готовить? (Дэна записали сплавляться на катамаранах по рекам.) Дима пояснил, что спать дети будут в палатках, а готовят во время похода – сами!!! Теперь стало плохо мне. Как же так? У них не будет профессионального повара. Денис ест только определенные продукты: лазанью, семушку, пиццу, соки, творожки, куриные грудки. И все свежее, да еще бабушка с ложечки покормит. Ну, будь что будет, если ему там не понравится – то как-нибудь вызволим оттуда.

Познакомились с другими родителями. Честно сказать, некоторые отправляли детей не в поход, а на дискотеку. Возможно, им не объяснили, что впереди активный отдых в озерной Карелии, где природа красоты необыкновенной, где воздух чист, как кристалл. Не объяснили, что там эти мальчики и девочки, сейчас таращащие друг на друга глаза, должны стать единой командой, что без дружеской взаимоподдержки они свой маршрут не пройдут. Это ведь не Анапа, где нужно валяться на пляже, загорать под палящим солнцем и вариться в собственном соку. На перроне Дэн принял решение отдать мобильник, хотя я его уговаривала: если что не так – позвонишь, я приеду и заберу тебя, да и сама буду звонить – контролировать ситуацию.

Сын уехал далеко и без мобильника. На 21 день!!!

Без мобильной связи – это родственников доконало. Сколько я услышала «лестных слов» в свой адрес. Все три недели звонили мне из разных регионов и спрашивали, есть ли новости от Дэна. Но мы-то с ним не телепаты. Впрочем, я молилась за него, и сны мне снились хорошие: будто там мой сын счастлив. И вот, наконец, со слезами на глазах мы приехали встречать сына, внука и брата. Пока ждали, разговаривали только о Дениске, какой он приедет, что с ним было и что будет дальше. Поезд подошел, открыли двери вагона, и мы увидели команду очень красивых и здоровых мальчишек и девчонок. Денис, подтянутый и загорелый, сиял глазами. Мы открыли рты. Просто не верилось, что это он – такой красавец. На голове бандана «Большого Приключения», на рубашке их фирменный значок, в руках куча телефонных номеров (за 21 день все они стали друзьями), рекомендации и благодарности от психологов. Пока ехали домой, Дэн рассказал, какая красота в Карелии, какие там озера, реки, пороги и как они все сдружились. О палатках, катамаранах, каяках, о том, как он выпал из катамарана, и Дима успел его втащить назад. Мы узнали, как разжигать костер одной спичкой, как ловить рыбу и готовить кашу, кто такой начальник лагеря Матвей Шпаро и что его имя занесено в книгу Рекордов Гиннесса, как учили гимн лагеря и пели песни у костра вечером, какие там комары, как собирали ягоды для компота, что такое Кижи, где церкви построены из дерева и без гвоздей, и что ему совершенно не хотелось ехать в Москву. Он принял решение, что отдыхать впредь будет только в Карелии, и только в «Большом Приключении». Он так и заявил: «У меня открылись глаза!», – и в будущем он сам поедет сопровождающим.

Договорились на следующий сезон подготовиться основательно и прикупить всякие туристические прибамбасы. Выходило, что компьютерные игры – не самое важное в жизни. Это был мой триумф.

Через три дня Дэну исполнилось 14 лет. Нам подарили путевку в дорогой «Тропикана Отель» под Москвой на 5 суток, и мы поехали отдыхать. Но на следующий день Дэну позвонили его друзья Богдан и Володя и сказали, что они уезжают по путевкам в «Большое Приключение». А еще через день мне позвонили из центра соцзащиты (огромное им спасибо!) и спросили, не хочет ли Денис поехать в лагерь еще раз. Что тут началось! Дэн сразу заявил, что ему не нужен этот крутой отель, только одна радость – обратно в лагерь. Не удалось маме пошиковать.

Меньше суток оставалось на уговоры близких и сбор рюкзака. Вернулись домой, и снова я выслушала массу упреков. Ну как, ну как объяснить им, что он изменился, что ему не нужны ни дачи, ни фешенебельные дома отдыха, что в Карелии он нашел себя. Растолковать, что когда мы ехали из «Тропикана» домой и увидели рекламный щит «Большого Приключения», то готовы были с Дэном прыгать от радости оттого, что он там был. Он счастлив, что ему доверяют готовить еду, собирать палатку, катамаран, помогать девчонкам – «Мама, они не умеют готовить!» – проходить пороги, снова и снова испытать прекрасное чувство восторга оттого, что ты сам все умеешь и делишься опытом с другими.

Пробежали еще 21 день, и мы вместе с родителями Богдана и Володи едем встречать ребят на вокзал. Решили как то отметить их приезд, зашли в военный магазин и купили каждому по жетону «Сила, мужество, отвага». Поезд подошел, вышли наши ребята. Богдан с Володей рассказали, как Денис помогал всем новеньким мальчикам и девочкам, и что он там, в Карелии, в «авторитете». Слова друзей подтвердили в официальном отзыве сотрудники лагеря. Сопровождающий Дмитрий Остапенко: «Ответственный и физический развитый участник, рекомендуется к участию в походах более высокой категории сложности», и инструктор Василий Александровский: «Исполнительный и опытный походник, жизнерадостный и надежный в любой ситуации, мастерски собирает катамараны, организует стоянки, обладает опытом прохождения порогов, в т.ч. в качестве рулевого, умело организовывает походную баню».

Лагерь заменил Дэну папу, дал ему чувство собственного достоинства, чувство, что он нужен там, чтобы помогать всем, и никакие компьютеры не заменят живую природу и общение с людьми, что он обрел свободу принятия самостоятельных решений и что он – мужчина!

 

Елена Дрюкова,
мама участника смены лагеря «Большое Приключение»



Добавить комментарий:

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Комментарии